Уважаемые коллеги!
 
В пятницу 9 октября состоится семинар ИППИ РАН по адресу Большой Каретный пер. 19 (м. "Цветной бульвар")
в 13-00 в зале на шестом этаже.
 
На семинаре выступит проф.
Леонид Перловский из Гарвардского университета с  докладом
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ГИПОТЕЗЫ СЕПИРА-УОРФА.
ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ
 
Примерное содержание доклада
 
Эмоциональный вариант гипотезы Сепира-Уорфа предполагает, что различия в
эмоциональном лингвистическом воздействии между различными культурами не
менее значительны, чем концептуальные различия. Концептуальное содержание
языков и культур в сильной степени определяется словами и их семантическим
различием, последние могут быть использованы в различных языках и
присутствовать в различных культурах. В докладе рассматриваются
концептуальные и эмоциональные механизмы языка вместе с их ролью в эволюции
интеллекта и культуры. Обсуждается эволюция языка от нечленораздельных
криков животных: когда возрастает концептуальное содержание, эмоциональное -
убывает. Предлагаются нейронные механизмы реализации этих процессов и
приводятся соответствующие математические модели: инстинкт знания,
двойственные модели, связывающие язык и познание, нейронные моделирующие
поля. Математические результаты связаны с когнитивной наукой, лингвистикой и
психологией. Обсуждаются экспериментальные свидетельства и теоретические
соображения. Опираясь на метод среднего поля и некоторые приближенные
уравнения, исследована динамика, присущая иерархиям мозга человека и
культуры. Инстинкт знаний, действующий в иерархии мозга, ведет к механизмам
дифференциации и синтеза, определяющим онтологическое развитие и эволюцию
культуры. Полученная модель выделяет три типа культур: "концептуальные"
прагматические культуры, в которых снижена эмоциональность языка и
дифференциация доминирует над синтезом, что приводит к быстрой эволюции, но
ценою  роста неопределенности в оценке ценностей, порождению сомнений и
внутренних кризисов; "традиционно-эмоциональные" культуры, где
дифференциация отстает от синтеза, приводя к культурной стабильности, но
ценою стагнации, и "мультикультурные" общества, сочетающие быструю
культурную эволюцию и стабильность. Обсуждаются нерешенные проблемы и
возможные направления экспериментов.